Окт 19 07

Почему я никогда не буду покупать российские лицензионные диски

Не понимаю, просто не могу понять, кто и из каких соображений берет российскую лицензию.

Сначала, попробуем ответить на вопрос, какие плюсы с точки зрения человека, пришедшего в музыкальный магазин, несет лицензионный диск. Во-первых, это моральное удовлетворение от самого факта обладания неконтрафактной вещью и уверенности, что труд любимого артиста был честно оплачен. Нет, пожалуй, это все-таки во-вторых. А во-первых, человек ожидает качества. Он справедливо ожидает, что, заплатив за лицензионный диск, он получит диск с качественной картинкой или звуком, при этом достойно оформленный. На купленный диск у пиратов, нет никаких гарантий, что диск не сделан на основе стянутых из Интернета mp3; здесь же неявно предполагается, что оригиналом послужил фирменный мастер-диск. Более того, диск – это не только аудиовизуальная информация, это также и буклет, и даже бокс, в котором лежит диск. И если пиратский диск часто можно видеть в коробочке из самой дешевой пластмассы, то, держа в руках официальный релиз, все-таки надеешься на что-то большее. В-третьих же, человек покупающий нашу лицензию в душе надеется, что она обойдется ему дешевле фирменной продукции на западе. Потому как все-таки российская и все-таки лицензия.

На первый взгляд, плюсов достаточно для того, чтобы навсегда забыть о пиратской продукции. Тем более что большинство продукции, имеющей лицензионную версию в России, пираты не дублируют, видимо, имея некоторые негласные договоренности с правообладателями. Но, разумеется, без подводных камней не обошлось.

Для начала, пожалуй, заглянем в историю. В то время, когда при тотальном засилье пиратской продукции, нашлись люди, которым показалось, что Россия уже достаточно окрепла после кризиса 98-го, чтобы покупатель мог заплатить за легальный диск. На самом деле, так оно и было. У людей были деньги, и они были готовы платить за качество. Поэтому первые лицензионные диски (в частности, группы «Союз») вызвали неподдельный интерес публики. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что от лицензионного диска в них было только слово «лицензионный». Диски штамповались на тех же самых заводах, на которых делалась вся контрафактная продукция. Более того, если пираты к тому моменту в попытках угодить привередливому клиенту уже освоили выпуск многостраничных цветных буклетов, то вся легальная продукция была оформлена в лучших традициях дисков, которые привозились из братской Болгарии десятилетие назад. При этом цена на лицензию была 6-8 долларов за диск, против 2-2.5 у пиратов. Получить лучшее качество пусть и за большие деньги не удалось. Также стало очевидно, что при столь небольшой розничной цене пиратского диска, его себестоимость, даже с многостраничным буклетом, копеечная. Поэтому, то, что легальная продукция оказалась без полиграфии, было совсем удивитильно. Возможно, причиной тому, стали договоренности с западными рекорд-лейблами, коль скоро, диски все-таки продавались дешевле своих фирменных аналогов. А может, просто решили не тратить на это средства. Так или иначе, в таких условиях выдержать конкуренцию с пиратами было просто нереально.

Конечно же, лицензионная продукция была вынуждена приспосабливаться к требованиям рынка. Поэтому, через некоторое время буклеты у дисков все-таки появились. И по оформлению дисков все претензии были более или менее закрыты. Например, последний диск Nightwish, изданный Fono, было действительно приятно подержать в руках. Разумеется, о SACD-боксах из дорогого пластика мечтать все равно не приходилось.

А вот проблемы с качеством аудиовизуальной информации остались. Нет, лицензионные диски, слава богам, не делаются из mp3-файлов, но некоторые компромиссы по качеству имеют место. Особенно они касаются DVD. Справедливости ради отмечу, что первый попавшийся мне в руки лицензионный DVD оставил самые приятные впечатления. Это был двойной диск Franz FerdinandThe DVD, изданный группой «Союз». За исключением достаточно высокой цены ($24), недостатков он был лишен. Там не было буклета, но была дорогая коробка и, что самое главное, оба диска были точными копиями фирменных, стандарта DVD-9 (двухслойных), с отменными картинкой и звуком. Но как выяснилось впоследствии, не все так гладко. Первым тревожным звоночком стал диск The Gathering – A Sound Relief, производства IronD. Оформление удовлетворительное: картонный бокс и даже некоторое подобие вкладыша внутри. Диск двойной: один диск с основной программой, второй с дополнительными материалами. Первый диск – DVD-9, второй – DVD-5, в то время как у изданного на западе оригинала, обе пластинки были девятками. Качество на втором диске не то, чтобы отвратительное, но все-таки ощутимо хуже, чем на первом. А покупая «официальное» издание, все-таки хочется и «официального» качества, тем более что за диск было заплачено около $16. Я не придал этому досадному обстоятельству сильно много внимания: все-таки это диск с экстрами, и вряд ли я когда-либо еще найду время на его просмотр. Однако, приобретенный сегодня по просьбе друга Diary Of DreamsNine In Numbers, сделанный все тем же IronD, вызвал ощутимое непонимание. Здесь на однослойном диске выпустили основную программу. Два часа видео пережаты с двое меньшем битрейтом, чем у оригинала. И это в том время, когда даже самые дешевые пиратские компании уже освоили издание двухслойных дисков, причем даже не разделяют их по оптовой цене с однослойными. Какой смысл платить приличные деньги, чтобы получить поделку – это вопрос, на который я вряд ли сумею найти ответ.

Теперь же коснемся заблуждения о том, что лицензионные диски, изданные в России с упрощенным оформлением и, иногда, ухудшенным качеством, ощутимо дешевле фирменных дисков на западе. На самом деле, это не так. Лицензионный DVD в России стоит $10, и это мелкооптовая цена, практически без торговой наценки. В некоторых розничных магазинах эти же пластинки можно увидеть и по $15. В то же время, Америке средняя розничная цена на аналогичные диски, но без компромиссов по оформлению и качеству, составляет $15. В Европе – 15 евро, и тоже никаких компромиссов. Согласитесь, разница не так уж и велика. А если диск двойной, то разницы может не быть вовсе, более того, может оказаться так, что диск сделанный в России окажется даже дороже своего европейского аналога. Потому, что только у нас осталось негласное правило, что двойной диск должен быть вдвое дороже одинарного. В то время как во всем остальном мире количество пластинок уже никто не считает.

Из всех приведенных выше соображений, я выбрал для себя такую стратегию: диски, которые мне действительно важны и интересны, я заказываю фирменными в западных интернет-магазинах. Диски, чтобы посмотреть один раз из любопытства и забыть, покупаю у пиратов. А лицензионным дискам в этой стратегии места нет: слишком уж неудовлетворительно для меня их соотношение цена/качество.

One Comment

  1. Галина Дементьева Says:

    Ну и мудак!

Leave your comments